You are viewing na55555

Previous Entry | Next Entry




Ролдугина Л.А.

ГУ «Средняя общеобразовательная

разноуровневая многопрофильная

школа № 37»

РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ КРО НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА



Так сложилось в нашей педагогической деятельности, что мы работаем с детьми классов КРО, уровень развития которых не позволяет осваивать программы повышенной степени трудности.

Проблема слабоуспевающих учеников – это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителя и родителей. Но из своего личного опыта можем сказать, что родители ведут себя часто формально по отношению к проблемам ребенка. И нам приходится играть роль организатора, фасилитатора процесса изменения. При этом мы действуем в интересах ребенка. Консультируемся с психологом, мотивируем ребенка, родителей, даем рекомендации и поддерживаем их на всем протяжении этого трудного пути. И наша цель: помочь ребенку почувствовать, что мы с ним для того, чтобы помочь ему стать более успешным. А чтобы ответить на вопрос «Как помочь?», надо определиться, какие именно знания помогут нам скорректировать свою педагогическую деятельность.

Прежде всего, мы выделили основные составляющие своей деятельности:

  1. Дифференциация причин неуспеха
  2. Изучение личностных особенностей учащихся
  3. Педагогический мониторинг
  4. Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся

Для этого вместе с психологом, логопедом и учителями-предметниками составляем мониторинг развития учащихся классов КРО, в котором оцениваем учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные навыки (таблица 1). По данному мониторингу составляем индивидуальную карту на каждого ученика по основным предметам по темам курса (таблица 2).

Известно, что учащиеся коррекционной школы отличаются нарушениями внимания, повышенной утомляемостью, психической нестабильностью. Без учёта этих особенностей детей невозможно организовать его учебно-познавательную деятельность.

Школьники обладают разными складами ума: у одних аналитический, у других преобладает наглядно-образный, у третьих образные и абстрактные компоненты мышления развиты относительно равномерно. Рассматривая учебник, тетради с печатной основой, множество пособий, в которых разработаны упражнения на развитие логического мышления, как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, мы реализовали в системе учебных заданий.

В наших классах есть ученики, которые лучше усваивают логическую структуру материала, хуже его конкретно-образную, другие - наоборот. В связи с этим материал нужно преподносить более объемно с выделением в нем и логической, и образной стороны.

Рассмотрев структуру предъявления общих и специфических знаний и умений на уроках математики:

  • умение выделять в предметах различные свойства;
  • умение выделять общие и отличительные признаки;
  • умение отличать в предметах существенные (важные) свойства от несущественных, второстепенных и устанавливать разницу между общими и существенными признаками;
  • умение сравнивать.

Так как начало работы по формированию этих логических приемов можно построить разными путями и, учитывая, что целесообразная учебная деятельность рождается в недрах игровой, то на своих уроках мы стараемся максимально использовать развивающие игры, чтобы способствовать развитию познавательных способностей и повышать интерес учащихся к изучению математики.

При изучении в 5 классе темы «Десятичные дроби» использую задания: Помогите Незнайке расставить запятые так, чтобы получилось верное равенство:

1) 43 + 17 = 6                                     2) 5 + 999 = 1499

3) 37 = 586 = 956                               4) 83 – 38 = 792

5) 995 – 195 = 8                                 6) 64 – 4 = 24.

А также примеры с размытыми цифрами: (найдите пропущенные цифры)

    3,*5*            **,5              *,2*               *6,*6*

*,4*            +  0,***        -2,*8*            - *,0*

    4,187            18,548          1,447            26,865

Изучая психологические источники по данной теме, выяснили, что большое значение в развитии мышления ребят  имеет развитие мыслительных операций, в частности таких, как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, при выполнении нестандартных заданий. Р.С. Немов [1] считает, что мышление отличается от других психологических процессов тем, что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательно характера. Мышление совершается в соответствии с определённой логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие операции: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстракция и обобщение.

Решение задач имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.

Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи, схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные. Предлагается система решения задач.

Основные этапы:

1. Решить данную задачу.

2. Составить и решить обратные задачи.

3. По возможности составить по аналогии новую задачу и решить.

2. Нестандартные задачи способствуют формированию и совершенствованию логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

К нестандартным задачам относятся: «отгадывание чисел», «логические концовки», «задачи-парадоксы с неожиданными ответами», «занимательные задачи на расстановку чисел» и др.

Например: 1. В числе 92574063 зачеркните 3 цифры так чтобы оставшиеся пять цифр в той же последовательности образовывали: 1) возможно большее число; 2) Возможно меньшее число. Ответ: 1) 97463; 2) 24063.

2. Четверо ребят – Игорь, Сережа, Миша и Юра – играли во дворе футбол и разбили окно. «Кто разбил окно?» - спросила тетя Даша. «Окно разбил или ваш Юра, или Миша», - сказал Сережа. «Я окно не разбивал», - возразил Юра. «Это сделал Миша», - сказал Игорь. «Нет, Игорь, ты ошибся», - заметил Миша. «Ну что задали они тебе задачу?», - сказал дядя Вася, наблюдавший эту беседу. – «Могу еще добавить, что трое из этих футболистов всегда говорят только правду. А вот четвертого я плохо знаю». Кто разбил окно? С кем из ребят дядя Вася был мало знаком?

Все виды работы, представленные в заданиях, направлены на развитие логического мышления.

Значительное место вопросу учебы школьников логическим задачам уделял в своих работах самый известный отечественный педагог В. Сухомлинский [2]. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем обнаруживал особенности мышления детей.

Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстракция. После применения данной системы работы повысился интерес учащихся к изучению учебного материала по математике. На уроках ребята стали работать активнее и с большим удовольствием.

Работа по развитию мышления важна на всех этапах учебной деятельности учащихся. Это способствует повышению качества знаний не только по математике, но и по другим предметам.

Таблица 1 - Мониторинг развития учащихся класса КРО

ФИО

Учебно-организационные навыки

Учебно-информационные навыки

Учебно-интеллектуальные навыки

Учебно-коммуникативные

Умение ставить учебную задачу и планировать свою деятельность

Выбор оптимального способа работы

Навык самоконтроля и самооценки, сам.раб.

Умение работать в группе

Навык смыслового чтения

Анализ наблюдения и ощущения

Сворачивание и разворачивание информации

Поиск информации, использование справочной литературы

Умение выделить главное

Умение логически мыслить

Умение сопоставлять сравнивать обобщать, устанавливать аналогии

Умение классифицировать и систематизировать

Умение действовать по алгоритму

Умение рационально запоминать

Владение монологической речью

Навык активного слушания, ведение диалога

Навык работы в полилоге (дискуссии, обмен мнениями в группе)

Обучаемость - уровень I, II, III (↑↓)                                    ОУУН – 0 – 1 – 2

 0 – отсутствует

1 – навык развит в среднейстепени

2 - навык разит достаточно

Таблица. Индивидуальная карта развития ОУУН учащегося

Тема

ОУУН

Форма работы

Практический материал

Результат

Тема

Сворачивание и разворачивание информации

Представить текст параграфа в виде схемы.

Карточка

Представил

Умение сопоставлять, сравнивать

Составить таблицу.

Таблица

Составил

Умение рационально запоминать

Составить памятку.

Памятка

Слабо (сообща)

Владение монологической речью

Пересказать текст, знать теорию и правило.

Нарисовать рисунок

Пересказал

Навык активного слушания

Подготовить вопросы по теме

Вопросы

Слабо подготовил

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono